Поминание предков
В церковной традиции есть особые дни для поминовения усопших. Один из них, именно сегодня – особый день от слова радость – Ра́доница. Он отмечается на 9‑й день после Пасхи, в знак того, чтобы разделить радость Воскрешения Христа со своими родными и близкими, которые уже не в этом земном мире. Отражая веру в то, что после физической смерти, усопшие продолжают быть с Богом, Который «не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф.22:32).
Но это вопрос системы верований. В разных культурах всегда были свои способы и особые периоды времени, когда следовало поминать предков. Поминать – значит вспоминать, чтить память предков. И вроде бы, когда память жива, то и сами предки живы в нашем сознании. В этом, вероятно, можно усмотреть способ удовлетворения скорбящей в нас части души, таким самоутешением. Однако современная наука всё отрицает. Но верить хочется, что там что-то есть. А сам вопрос веры достаточно конфликтен, в особенности текущего разнообразия информации и фантазий миллионов авторов на этот счет. Сотни книг, фильмов, версий, объяснений и т.д.
С другой стороны, есть много свободы. Хочешь - верь, не хочешь - не верь, и вообще, верь во что хочешь и делай, что хочешь. И в этом толерантном разнообразии теряется саму суть. Зачем предков вообще поминать-то? Это просто дань традиции или тут есть какой-то затерянный смысл?
Еще недавно у наших бабушек и дедушек, и даже у родителей, на стенах висели семейные фотографии предков. Так было принято. Вот один родственник, вот другой, родители родителей, пра-пра-пра. Они словно смотрели с фотографий и жили вместе с живыми. Даже название сохранилось – усопшие, то есть те, кто спят, а не умерли. Или покойники – те, кто обрел мир и покой - упокоился, отдав Богу душу. Столько было здесь лада. Естества течения жизни. Рождение – и перерождение в другую форму жизни.
Но затем что-то поменялось. Покойники вдруг стали мертвецами. А сейчас и вовсе – зомби и прочими представителями некромира. Голливуд еще внёс свою лепту. До этого Гоголь с Булгаковым добавили чертовщинки в нашу культуру на эту тему. Стивен Кинг старается до сих пор, вместе с другими авторами ужастиков. И вот мир выдуманного заполонил астральный мир.
Естественный страх животной смерти в соединении с фантазийными образами в культуре вполне себе ощутимо влияют на сознание. Зачем вспоминать об этих ужасах потустороннего мира? Сама мысль о покойниках страшит и вводит в оцепенение.
Здесь тоже есть здравое зерно. Но мы не будем трогать мироустройство, и всякие нижние миры, где всё это живёт по разным преданиям. Сейчас речь только о предках. Даже убрав концепцию о рае и аде, можно прикинуть, что один человек был при жизни хорошим, достойным, а другой, ну вот никак нет, и сильно, так сказать, занижал вибрации себе и другим. И одного хочется вспоминать добрым словом и светлой памятью, а другого нет. Не в обиде дело, и всяких травмах, а просто по внутреннему позыву. К тому, с кем при жизни был в тёплых отношениях тянет душой. А кто нажил себе и роду много горя – связан с очень сильным полем страданий, которое действительно бездумно трогать не нужно. Для этого туда только по особому поводу при надлежащих условиях ментальной безопасности.
Если копнуть глубже, то раньше с культурой было, судя по всему, явно получше. Редко кто отбивался от своего рода. Ведь это одно Древо со своим развитием. И в основном, если в роду всё хорошо, то потомки спокойно продолжают путь предков ради общего блага. Там просто неоткуда было взяться нерадивым отпрыскам. Разве что в виде исключения. Но в целом, всё циклично и гармонично развивалось по законам бытия.
Естественно было так, что потомки принимали своих ушедших на иной план предков за своих хранителей, оберегающих семью и род оттуда с небес. Поэтому и фотографии висели прямо на стене. Дедушка помоги, бабушка посоветуй. Им не молились, не отмаливали – этого не нужно было. С ними общались как с живыми. Потому что была эта связь. Род небесный и род земной – одно целое. Возможно, так когда-то появился культ святых в нашей традиции. Затем традиции смешались, и опора в верованиях больше легла на общепризнанные понятия, которые в общем-то, не противоречат сути поминовения.
Так зачем поминать?
Это напоминание себе о том, что ты не один. Что есть нечто вне времени. Что здесь мы смертны, но духом живём в вечности. Уходя и возвращаясь, мы просто играем в жизнь, каждый в свой черёд, меняясь местами с нашими предками и потомками. Но вообще-то мы одна большая духовная семья.
И каждый из нас есть нечто большее – единый Род. Семьи связаны в рода, рода в народы, народы в один Род Человеческий. И все мы братья и сестры, по сути. Значит у нас есть общие корни. Сейчас мы все, живущие на земле, и русские, и украинцы, и американцы с евреями, неграми, китайцами, арабами, и всеми остальными - ствол этого мирового древа. И также важно знать, что вообще-то новые листочки появляются в кроне дерева – его будущем. А это вопрос о том, в каком мире будут жить наши дети.
Мы поминаем предков, чтобы помнить о том, что мы тоже уйдем, оставив после себя в наследство то, что смогли сделать за свою земную жизнь. И поэтому тоже важно знать, что мы оставим – дары или долги. Ушедшие с земного плана, которых мы поминаем, хорошо могут об этом сказать через свое молчание. Их время ушло, а наше еще нет.
И еще мы поминаем тех, кто жил с нами, потому что такая связь важна. Она даёт осознание ценности жизни, того, что вообще она даёт живым. Возможность простить, возможность сказать главные слова, возможность измениться, возможность любить. И это осознание радостно, потому что мы можем соединиться с ушедшими через эту радость встречи в вечной жизни.
Вот поэтому поминание - это не день скорби, а радость души, даже если глаза плачут.